Обучение грамоте

Процесс обучения детей грамоте трудоёмкий и многогранный. Работа над грамотой включает в себя не просто знакомство с буквой, но и процесс обучения осознанному чтению, печатанию буквы, слова, предложения, умению сделать полный звуко-буквенный, слоговой разбор, составить схемы слова и предложения. Прежде всего ребенка нужно познакомить с понятиями "ЗВУК" и "БУКВА". 

1. ЗВУК и БУКВА

Для начала спросите ребенка, что такое ЗВУК? Предложите ему закрыть глаза и прислушаться. Что услышал ребенок? Например, тиканье часов, чей-то разговор в соседней комнате, лай собаки за окном, шум дождя или ветра... Все то, что мы слышим, - это и есть ЗВУКИ. Теперь мы знаем, что звуки можно услышать. А можно ли их увидеть? Конечно же нет! Зато мы сами можем их издавать, например, произнося слова. Поэтому мы делаем первый вывод: ЗВУКИ - это то, что мы слышим и произносим.

А теперь поинтересуйтесь, что такое БУКВА? Можно ли букву услышать? Если ребёнок сомневается, попросите его снова закрыть глаза и спросите, слышит ли он букву, которую вы ему показываете? Нет! Зато, открыв глаза, он может ее увидеть или, взяв в руки карандаш, написать на бумаге. Значит, мы можем сделать второй вывод: БУКВЫ - это то, что мы видим и пишем. Итак, 

ЗВУКИ МЫ СЛЫШИМ И ПРОИЗНОСИМ, А БУКВЫ МЫ ВИДИМ И ПИШЕМ

Всё это обязательно пригодится ребенку в дальнейшем, когда он будет учиться читать и писать.

Хочется особо заметить, что даже количество звуков и букв в русском языке разное. Букв 33, а звуков 42. Дело в том, что есть буквы, которые совсем не обозначают звуков - это Ь и Ъ, зато есть буквы, которые могут обозначать сразу два звука. К примеру, буква "Бэ" может обозначать звуки Б и Бь, буква "ЭС" может обозначать звуки С и Сь. Не лишним будет добавить, что дошкольников учат произносить только ЗВУКИ. Так что, изучая с ребенком букву, произносим только звук, который она обозначает, а название самой буквы - "ЭМ", "ЭН", "ЭР" и тд. он узнает позже. Это значительно облегчит вашему малышу процесс обучения чтению.

2. ГЛАСНЫЕ И СОГЛАСНЫЕ

Все речевые звуки, которые есть в нашем языке, можно поделить на две большие группы: ГЛАСНЫЕ и СОГЛАСНЫЕ. Чем же они различаются и как разобраться без заучивания? Наверняка все знают, что гласные "поются". Однако есть такие согласные, которые при желании тоже можно пропеть, ну, например, звук М - пой сколько хочется... Ммммммммммм.... Поэтому логопеды обращают внимание детей еще на одну важную деталь - гласные звуки долго тянутся и в ротике нет никакой преграды. Что это значит? Это значит, что воздушная струя, выходя изо рта, не встречает препятствия. Возьмем все тот же звук М. При его произнесении губы плотно сжаты, то есть, создают преграду для выхода воздушной струи. Соответственно, звук М - СОГЛАСНЫЙ. Что еще, кроме губ, может создавать преграду? Язык, как у звуков Ш, Р, Л и тд..., и зубы, как у звуков В, Ф, Н и тд... Итак,

ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ ДОЛГО ТЯНУТСЯ И НЕ ВСТРЕЧАЮТ ВО РТУ ПРЕГРАДЫ

СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ ДОЛГО НЕ ТЯНУТСЯ И ВСТРЕЧАЮТ ВО РТУ ПРЕГРАДУ

Вот такое нехитрое правило поможет вам и вашим деткам научиться различать согласные и гласные звуки.

Комментариев нет:

Отправить комментарий